Северный мавзолей

Напротив главного входа северного фасада Сборной мечети в 30-е годы XIVв. был сооружен Северный мавзолей, известный в литературе под названием «Монастырский погреб», поскольку использовался монахами Успенского монастыря для хранения продуктов.

Строительство мавзолеев над погребениями знатных людей было широко распространено в мусульманском мире, в том числе и в Болгаре.
От первоначального облика мавзолея сохранились фундамент, внутренняя забутовка стен и частично внутренняя облицовка со следами купольного покрытия. Двери и оконные проемы мавзолея стрельчато-арочной формы.

В углах стен вмазаны керамические сосуды-голосники. Вход расположен с южной стороны. Перед ним сохранилось основание 6ольшого коридора. Площадь от главного входа Соборной мечети до мавзолея была вымощена камнем.

В начале XVIIIв. здесь лежали намогильные плиты, а земляные работы, проводимые монахами, выявили богатые булгарские погребения.
В 1968-69гг. памятник был реставрирован. После консервации стен и реставрации оконных проемов был восстановлен верхний полусферический купол. Он представляет собой тонкую (7-15 см) железобетонную оболочку, которая легла на основание сохранившегося древнего купола. Внутри мавзолея собраны памятники малой архитектуры - намогильные плиты, найденные на территории Болгарского городища.

Надписи на намогильных плитах являются важным источником. Как памятники булгарской письменности они дают сведения о языке, грамотности, социальном положении, религиозных направлениях населения. Надписи сделаны на арабском, булгарском языках. На боковые грани и обратную сторону надгробия надписи наносились реже. Основное внимание уделялось верхней части. Памятники имеют вид стрельчатой или полукруглой арки. Под аркой - орнамент. Надпись эпитафий, как правило, состоит из 8-12 строк. Первые строки занимает кораническая формула типа – «Он /аллах/ живой, который не умирает» или «Каждая душа вкусит смерть, после вы к нам вернетесь».

Далее на памятниках вырезаны имя погребенного, его родословие, которое перечисляется до девятого поколения, и завершается "нисбой" "бул-гари". Для современников наиболее интересным является дата, которая идет после имени погребенного. Указывается год, месяц иногда день недели. Завершается эпитафия также коранической формулой «Смерть есть врата и все люди войдут в них».

Инвестор - Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ
Подрядчик — ОАО «ТатСНРУ»

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 20:20

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International