На острове Свияжск с XVI века сохранился уникальный и единственный памятник деревянного зодчества Поволжья —Троицкая церковь.
Троицкая церковь — это всё, что осталось от средневекового деревянного острова-града. Об уникальности храма свидетельствует и сама история этого памятника.
Храм первоначально относился к Троице-Сергиевскому монастырю, который был основан в 1551 году на острове Свияжске по указу Ивана Грозного. Строительство монастыря и церкви финансировалось не только из царской казны, но и подмосковным Троице-Сергиевским монастырём, к нему и был приписан строящийся монастырь.
Была легендарная история о том, что, ещё задолго до закладки первого камня на Острове-граде, сам Сергий Радонежский, особо почитаемый православными христианами святой, благословил этот остров для христианского города. В четыре недели был выстроен недалеко от Казани город Свияжск. О строительстве города Иван VI “почал мыслити” ещё в 1550 году. Он выбрал «то место в Свияжском устие на Круглой горе за двадцать верст от Казани», где «стройно и пригоже быт в городу».
Храм был построен в честь высадки передового отряда русских войск у подножия Круглой горы 17 мая 1551 года, чтобы «тесноту бы учинити казанской земле». Строительный материал деревянной церкви был срублен в углических лесах и доставлен на судах к устью Свияги. Храм основал князь Серебряный. По легенде в Троицкой церкви молился сам царь Иван Грозный перед последним походом на Казань в 1552 году, а так же его воеводы и герои Казанского похода.
На протяжении нескольких столетий храм перестраивался, что серьёзно изменило его облик. Первоначально церковь была выстроена в распространённом для древней Руси клетском типе, как и большинство русских средневековых деревянных церквей. Главные искажения храма произошли в XVIII – XIX веках. Такие изменения были вызваны заботой о сохранении памятника церковного зодчества. До нас дошёл сильно перестроенный храм. Который больше выглядит не как памятник средневекового зодчества, а как церковь XVIII века.
Хронология ремонтно-реставрационных работ Троицкой церкви.
1742 год — перестилаются полы.
После 1764 года Троицкая церковь (к тому времени холодная) стоит заперта.
1795 год — сгорели строения женского Иоанно-Предтеченского монастыря и, как следствие, переделки и ремонты Троицкой церкви.
1808 год — сделана новая деревянная крыша.
1810 год — главка и малый восьмерик впервые обшиты листами железа.
1818 год — разобрано гульбище (галерея) и устроены открытая паперть и крыльца.
1821 год — срубы обшиты тесом.
1832 год — церковь покрыта листовым железом.
1853 год — тесовая обшивка окрашена масляной краской.
1882 — 1883 года — подведение фундаментов и остекление паперти и крылец.
Интерьер храма, несмотря на многочисленные изменения, хорошо сохранился и представляет собой деревянную избу. Больше всего поражают бревенчатые стены и широкие половицы. Церковь, возможно, по замыслу архитекторов, должна была представлять из себя не только дом Божий, но и уютную домашнюю избу, в которой человек бы находил себе покой. Усиливается ощущение домашней избы благодаря длинным лавкам, стоящим вдоль стен. В этом храме чувствуется народный дух.
Иконостас храма — одна из его загадок. Странно,что святые снабжены поясняющими надписями на латыни, манера письма — не русская, да и среди персонажей — такие неизвестные в России , но обычные на западе «деятели», как «разумный разбойник Рах». Предполагается, что иконостас создали украинские униатские мастера в начале XVII века по заказу воеводы Льва Шляповского, поляка по крови. Иконостас, видимо, стоял в Вечесловском монастыре, который располагался на Большой улице города. Монастырь поляк строил сам, целиком под свои вкусы, и, наверное, там всё было в польско-украинском духе
В 1661 году монастырь превратили в подворье казанского митрополита и упразднили, тогда же иконостас и оказался в Троицком храме. А от монастыря-подворья впоследствии не осталось и следа. Эта же украинская артель работала, наверное, и над ремонтом Успенского храма в Свияжске, и Благовещенского храма в Казани — тут и там чувствуется сильное влияние юга.
Средневековый храм, несмотря на многочисленные трудности, пережитые в советский период, сохранился до нашего времени и продолжает радовать не только всех христиан, но и людей, приезжающих сот всех концов нашей планеты, желающих прикоснуться к живой средневековой истории.
Инвестор — ООО «Акульчев», ООО «Торговый дом «Акульчев»
Подрядчик — ИП «Силинский»
Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 20:20